Эксперты - Эксперты ЕСВВ по экстерьеру волкодавов |
Интервью с Фаридой Болкуновой, экспертом FCI по породе САО, почетным президентом ЕСВВ
Павел Лещинский: 27 марта 2010 года исполняется 10 лет Международной общественной организации «Евразийский союз владельцев волкодавов». С самого основания и по сегодняшний день Вы почетный президент этой организации, ее вдохновитель. Непосредственно при Вашем участии происходило рождение ЕСВВ, а руководимый Вами клуб «Туркмен ити», зарегистрированный в Ашгабаде, оказал неоценимую помощь в этом. Накануне юбилея и событий ему посвященных, хотелось бы услышать Ваши мысли по этому поводу.
Фарида Болкунова: 10 лет действительно серьезный срок, это и работа, которая была проведена и ЕСВВ, и также нами в Туркмении. Тесные отношения, которые мы поддерживаем, говорят о том, что мы работаем в союзе, в содружестве. Несмотря на то, что нас разделяет огромное расстояние, тем не менее, наше ЕДИНОМЫСЛИЕ всегда благодатно отражалось на работе. Поэтому в этот знаменательный день мне хотелось бы пожелать очень большого успеха этому Союзу, большого Вам и нам успеха в общем и нелегком деле. Примером этому будет наша скорая встреча 6 и 7 марта.
П.Л.: Такие встречи на протяжении вот уже более 10 лет сопровождаются успешными для ЕСВВ выставками. Каждый Ваш приезд всегда был событием для собаководов не только Украины, но и России. Монопородная выставка ЕСВВ «ВОЛКОДАВ» является МЕЖДУНАРОДНОЙ, поэтому и приехать на нее всегда выявляли желание огромное количество желающих, а тем более, под такого авторитетного эксперта как Вы.
Как buy priligy online
будете судить в этот раз?
Ф.Б.: Основным экспертом будет Гельды Курбанович Кяризов, который приезжает на этот большой праздник, а я, вероятно, буду экспертом-консультантом. Таким образом будут распределены наши обязанности.
П.Л.: По какому стандарту будет осуществляться судейство на предстоящей выставке? Ведь на сегодняшний день есть, как минимум, три стандарта породы САО: международный, стандарт РКФ с изменениями и дополнениями и стандарт туркменского волкодава, принятого в Туркменистане.
Ф.Б.: Скорей всего по международному стандарту, утвержденному FCI.
П.Л.: А как же Вы будете поступать с пресловутыми прикусами – три или один?
Ф.Б.: Все-таки это будет ТРИ прикуса!
П.Л.: Каждый раз, когда Вы clomid online
приезжаете в Киев, Вы встречаетесь со своими друзьями, коллегами, с которыми Вы прожили какую-то жизнь, и которые на протяжении последних 10-ти лет были всегда рядом, в поле зрения и в счастье, как говорится, и в радости?
Ф.Б.: Вы знаете, прежде всего, я хочу сказать то, что я очень люблю Украину. Приезжая сюда, я каждый раз попадаю в очень теплую обстановку, и это не смотря на лютые морозы. Украина мне всегда очень нравилась. Ее люди, Ваше гостеприимство, отношение людей ко мне лично. Замечу, очень дружеские и приятные отношения. И все же не смотря на некоторую холодность отдельных единомышленников в отношении нас, не смотря на все на это, я всегда рада приезжать сюда.
По фамильно мне не хотелось бы кого-либо выделять. Но я так скажу, в Украине есть какое-то количество людей, которые занимаются исконно нашей породой, чисто туркменским разведением. Я очень благодарна этим людям.
Я благодарна и Вашему Союзу, потому что много раз была приглашена на выставки и тестовые испытания, которые Вы проводите. За то, что часто появляюсь на страницах Ваших журналов, даю интервью. Все это создает приятные минуты гостеприимства для совместной работы и общения.
П.Л.: В levitra online
этот раз Вы будете не одна, а в сопровождении Гельды Кяризова, известного в мире собаководов человека. Расскажите о нем и о тех, кто еще приедет вместе с Вами.
Ф.Б.: Вы знаете, сказать, что Гельды Кяризов ТОЖЕ известный собаковод не правильно. Потому что ОН первый собаковод и только потом мы, все те, которые учились у него в свое время. Гельды Кяризов не просто замечательный человек. «Полный», глубокий мудрец, безусловный профессионал, знающий свое дело, мужчина, обладающий не дюжиной силой воли и сильным характером. Гельды Курбанович хорошо знает не только алабая, но также, точнее сказать, в первую очередь, знает и нашу ахалтекинскую лошадь. Он получил неимоверное количество красивых, прекрасных животных, как лошадей, так и собак.
И в этот раз Гельды Кяризов приедет. Он много раз выезжал из Туркмении, т.е. это не первый его выезд из страны. В Алуште мы вместе создавали стандарт породы, а в этот раз в Киеве мы вместе будем проводить экспертизу собак. Вместе с нами приедет сюда наша команда. Только не семь собак, как там написано в списке Приглашения ЕСВВ, а, скорей всего, приедет четыре. Мы планируем привести нашего чемпиона 2008 года Гилдыза, если к тому времени он наберет нужную форму (в последнее время у него были проблемы со здоровьем, он как-то не очень хорошо себя чувствовал). Во всяком случае, команда, которая готовит собак к матчевой встрече, сделает все возможное, все от нее зависящее, чтобы привести его. Это команда молодых людей, которые впервые приезжают в Украину. Им, конечно, интересно знакомство с другой нацией, ее культурой, традициями. Потому как последние годы после «расставания», которые пронеслись после развала Советского Союза, несколько отдалили нас, наши страны. Тем не менее, сердца наши, соединенные любовью к такому делу, как СОБАКИ, все время притягивают нас друг к другу. Не смотря ни на какие козни, мы будем стремиться и постараемся встречаться. Поэтому приедем к Вам с удовольствием, с надеждой на Ваш ответный визит в недалеком будущем. Нам тоже хочется показать Вам свое гостеприимство.
П.Л.: Фарида, Вы сказали сейчас, что нас разъединили какое-то время назад, т.е. теперь мы проживаем в разных государствах. Но есть тема, безусловно, объединяющая всех заводчиков породы САО, которую одни любят затрагивать, а другие, наоборот, пытаются от нее уйти. Это типы САО. Многие заводчики, в т.ч. давно занимающиеся разведением САО, и в кулуарах, и в СМИ на полном серьезе рассуждают о разделении пород на САО и туркменского волкодава (алабая). Вы, мол, занимайтесь своими волкодавами, а мы будем свою заводскую «среднеазиатскоовчаристую» линию гнуть!
Ф.Б.: Вы знаете Павел, я Вам хочу сказать, что это невозможно сделать. Понимаете алабай – это одна из тех пород, которую создал Всевышний, а не человек. И когда человек невежественный, не знающий, своим маленьким убогим умишком вмешивается, пытаясь изменить то, что когда-то создал Бог, я считаю, это кощунственно и непозволительно! Поэтому я кладу свою жизнь на то, чтобы в этой породе все было чисто, было так, как оно велось многие века нашими предками. Не мешайте, не создавайте что-то новое, попытайтесь просто СОХРАНИТЬ!
П.Л.: В таком случае, чтобы Вы ответили тем buy kamagra online
людям, которые настаивают на разделении породы?
Ф.Б.: Тем людям я сказала бы: «Займитесь другими собаками! Есть породы, полученные человеком, чисто боевых собак. Пожалуйста, занимайтесь этими породами». Но как маленький человек может спорить с Богом, который дал ему ТАКУЮ собаку? Я не понимаю этого! КАК МОЖНО СПОРИТЬ?
Я считаю, что не возможно такое разделение, не оправдано и не допустимо. Это гармоничная собака! Пусть тот, кто ратует за разделение породы, сядет и задумается: что такое искусственное разделение повлечет за собой? Пусть ответит себе на вопросы: для чего была создана эта собака, как человек руководит ею сейчас? Надо понимать, ведь это не игрушка, но ДАР БОЖИЙ! А раз так то и относиться к ней надо серьезно: с уважением, с любовью и благодарностью… Главное – не навредить ей!
П.Л.: Сохранить – вот задача! С некоторого времени Вы – эксперт FCI, много ездите, посещая страны и ближнего, и дальнего зарубежья. Каковы отличия собак зарубежных от собак украинского поголовья? И что еще важнее, насколько собаки украинского разведения отличается от собак туркменских?
Ф.Б.: Да, с некоторого времени я эксперт FCI. Но, к сожалению, приглашение на судейство поступило от организаторов выставок в России в 2007 году всего один раз - в Сергиевый Посад. Чем это объяснить? Я думаю, что лучше не вдаваться в подробности. Скажу лишь, что, будучи на той выставке дело доходило даже до прямых угроз. То, что я бескомпромиссный судья – знают все. Поэтому такого несговорчивого, неудобного эксперта не очень хочется приглашать к себе на выставку. Однако мне удавалось выехать, например, в Казахстан. Я была там, в гостях и увидела много собак. Кстати, вот какая любопытная особенность проглядывается в последнее время. Не руководители кинологических организаций, а именно ЗАВОДЧИКИ, люди, которые содержат этих собак, особенно дорожат моим мнением, прислушиваются к нему. Они привозят меня в свои питомники, показывают своих собак, а я стараюсь дать объективную оценку поголовью и совет, который, я очень на это надеюсь, им пригодится.
П.Л.: Как Вам собаки Казахстана?
Ф.Б.: Собаки Казахстана, Вы знаете, оставили неплохое впечатление, но там все-таки очень сильно развита МЕТИЗАЦИЯ. Хотя я думаю, что местные разведенцы все же скоро отойдут от этого. И еще я заметила, что собаками чистых кровей, как правило, являются таджикские собаки. Привезенные из Таджикистана, они ПОКА не подвержены метизации. Это породные, красивые особи. Там же в Казахстане я видела еще и афганских собак, которые также оставили очень хорошее впечатление. П.Л.: А собаки украинского разведения?
Ф.Б.: Украина (я всегда это говорила и говорю) на первом месте по заводскому разведению! Здесь стали получать много хороших породных собак. Единственное, что я в последние годы наблюдаю своего рода МУТАЦИЮ СОБАК. Даже, если украинские заводчики берут собак чисто туркменского разведения, то в каком-то там, например, втором или третьем поколении они создают впечатление метизированных. Но я пришла к выводу (хотя может быть, я и ошибаюсь), это не метизация, а, как я сказала, «своего рода мутация собак», которая очевидно произошла под влиянием различных факторов. И не только в Украине это наблюдается, но и в России, и в Казахстане. Как будто мутированные собаки… Т.е. и родители, и прародители сочетаются с хорошими кровями, а внуки и правнуки дают такую вспышку огромных мутантов-собак, невероятно большой костью, элементами «сырости». По родословной смотришь – нет никакого прилития метизации, но, тем не менее, собаки становятся НЕ ПОХОЖИМИ на себя. Это очень настораживает меня, поэтому мне хотелось бы изучить этот феномен. Однако, правды ради следует отметить, что также и многие лошади ахалтекинской породы, которых вывезли в Россию или в Украину, под влиянием климата становились крайне грубыми. Т.е. у них утолщался костяк, отрастал волос, шерсть становилась длинной, более сырыми становились морда, уши и т.д. Короче говоря, этот вопрос необходимо переадресовать тем, кто занимается наукой: как под влиянием климата происходит изменение экстерьера животных.
От наших собак собаки украинские отличаются теми же проблемами. Но обратить Ваше внимание хочется вот на что. Утяжеление собак под влиянием внешних факторов приводит к «сырости», что в свою очередь приводит к изменению психики. Т.е. почему это страшно? Не потому, что собака стала больших размеров (некоторые говорят, мол, большая собака завораживает своей красотой), нет! А потому, что, как я сказала, элементы «сырости» ведут к изменению характера. А нам нужно в этой собаке сохранить ее неповторимый характер! Вот именно та проблема, над которой стоит серьезно задуматься, а не делить породу на среднеазиатских овчарок и туркменских волкодавов. Нет! Это ОДНА порода, которая нуждается сейчас в научных изысканиях!
П.Л.: Я думаю, что к воздействию внешних факторов, кроме изменения климатических условий, можно также отнести и изменение содержания (в основном вольерного), и кормления, и отсутствия привычной для алабая работы, и многих других. В связи с этим вопрос: считаете ли buy propecia online
Вы, что существование такого рода «мутаций» требует сохранения цельности породы. А для того, чтобы фенотипические и психически собаки оставались максимально приближенными к туркменскому типу необходимо, чтобы не более, чем через поколение осуществлялось, как говорят кинологи, прилитие кровей аборигенных собак Средней Азии?
Ф.Б.: Недавно я встречалась с молодыми людьми, и у нас как раз на эту тему зашел разговор. Я считаю, если человек «болеет» за породу, если она ему не безразлична, если он ЛЮБИТ среднеазиатскую овчарку и готов следовать всем правилам по ее разведению, то прилитие аборигенных кровей ОБЯЗАТЕЛЬНО! Даже живя там, в Туркмении, мы этим занимаемся: приливаем крови чабанских, пусть даже самых захудалых собак, или просто отправляем своих собак на содержание к чабанам в отару. Это такой всплеск в разведении получится!
П.Л.: В конце я попросил бы Вас обратиться не только к читателям журнала «Твое собачье дело», но и ко всем тем, кто любит породу среднеазиатская овчарка или туркменский волкодав, или алабай (кому как нравится называть эту собаку), кто не остается безразличным наблюдателем к судьбе породы, а действует в меру своих сил и возможностей!
Ф.Б.: Вы знаете, у меня на родине многие собаководы называют меня «мама собак». Я действительно беспокоюсь и переживаю за судьбой этих собак и, конечно, для меня очень важно, чтобы и другие любили эту породу. Поэтому обращаясь к людям, а я понимаю, что имею какое-то право сказать так, призываю: любите и цените эту породу за ее красоту, величие и преданность, а в ответ она вам подарит столько интересного, такое общение, что вы не пожалеете. Просто постарайтесь найти в ней все это, вглядывайтесь в ее глаза, в каждое движение собаки, каждое ее шевеление, в каждый вздох… И вы будете знать о ней много, много больше!
Я, Фарида Болкунова, с любовью к тем, кто любит эту породу!
П.Л.: Спасибо за интервью, за то, что вы так «болеете» за породу, делая все от Вас зависящее, чтобы не оставить равнодушным самого безразличного.
Мы с нетерпением ждем Вашего приезда. Поэтому говорим: «До свидания, до скорой встречи!»