(24 голоса, среднее 5.00 из 5)
ДРЕССИРОВКА - Школа дрессировки ЕСВВ

Курс: «Теоретическое обоснование дрессировки»
Урок 4: «Принуждения»

Бесспорно, одним из главнейших факторов обучения является принуждение, воспитывающее у собаки безотказность исполнения приема вне зависимости от различных отвлекающих обстоятельств.

Что мы должны, прежде всего, понимать под словом «принужде­ние»? Принуждение есть заставляющий фактор к выполнению того или иного, нежелательного для собаки действия или тормоз, мешающий идти по пути «влечения».

В основу всех видов принуждения положено следующее: «я должен исполнить неприятное для меня действие, так как, если я не исполню, меня ждет еще большая неприятность». Следовательно, само по себе — «принуждение» является возбудителем оборонительных реакций, где исполнение хотя бы и неприятного на данный момент действия, есть лучшая оборона от еще большей «неприятности».

Для чего нужны принудительные действия, что заставляет дрессировщика применять их? На этот вопрос мы ответим так — не все желаемые для нас действия «приятны» и отсутствие принудительного влияния, естественно, не заставит собаку выполнять неприятные для нее действия. Кроме того, ряд приемов обучения (например, посадка, укладка, хождение рядом) требуют принудительных действий дрессировщика в самом начале обучения этим приемам.   

Итак, принудительное действие при дрессировке имеет две роли. В одном случае, оно является способом обучения (непосредственным раздражителем), когда собака, не зная приема, при посредстве прину­дительного влияния выполняет прием. В другом случае, принудительное действие является способом «воздействия», употребляемого в том случае, когда собака знает, но «не хочет» выполнить уже известный ей прием.

В тех случаях, когда необходимо применить принуждение, как заставляющий фактор, уступок быть не может, иначе влияние дресси­ровщика на собаку будет потеряно!

Какие действия для собаки будут носить принудительный харак­тер? Прежде всего, мы назовем действие поводка, строгого ошейника (парфорса), хлыста и угрожающих интонаций, заменяющих впоследствии все перечисленные выше виды (после того, как угрожающая ин­тонация, связанная с достаточно сильной физической неприятностью воспитает у собаки условный рефлекс на угрожающую интонацию).

Применение хлыста, этой большой  неприятности  для  собаки, должно быть связано с самим моментом отказа от работы, с моментом, невыполнения приема, чтобы связать одновременно оба элемента, т. е. факт неисполнения собакой приема и сильное принудительное средство (рывок поводка, парфорс или хлыст).

Применяя в некоторых случаях хлыст, мы понимаем это не как «наказание» собак в полном смысле этого слова, не как «месть» за что-то содеянное. Хлыст в руках опытного, научно-подготовленного дресси­ровщика есть только сильное принудительное средство, фактор, вызывающий оборонительную реакцию, в данном случае выполнение приема в целях обороны и ничего больше.              

Собака не исполняет. Звучит угрожающая интонация. Собака все же не выполняет, ибо этот прием «неприятен» для нее. Снова звучит угрожающая интонация, и если это не вызовет исполнения, собака получает еще большую неприятность в виде резкого ощущения хлыста или рывка ошейника. Получение такого ощущения этой сильной неприятности быстро «ассоциируется» (связывается) у собаки с угрожающими интонациями и последняя, в ее «сознании», становится всегда преддверием грядущей неприятности и сигналом ее. Другими словами, здесь воспитан условный рефлекс, где само действие (удар или рывок) свя­зано с его условным обозначением (угрожающие интонации).  

При таком построении оборонительная реакция (боязнь этого удара) вызовет исполнение приема (страх «будущего» затормозил «нежелание»).     

Но вот прием исполнен, и собака немедленно получает ласку, лакомый кусочек. При ряде повторений такого контраста действий ласки и угрозы собака усваивает, что исполнение приема влечет получение «приятного», а неисполнение неразрывно связано с «неприятным». Вот основной принцип принудительных действий. Собаке предоставлен вы­бор между исполнением и неисполнением. В этом и есть цель принуди­тельных действий.

Конечно, можно не применять таких сильных факторов принужде­ния, как, например, удар хлыста (нужно еще раз подчеркнуть, что мы не представляем себе так называемое «битье хлыстом», когда нужно только получение резкой, короткой неприятности). Можно в ряде приемов и в ряде отказов собаки от выполнения ограничиваться и значительно более слабыми действиями. Но для ряда собак с ярко выраженным активно-оборонительным инстинктом и возбудимых, незачем работать полумерами, если принцип их и более сильных мер один и тот же, говорящий: «Всякое неисполнение, при отвлечении и нежелании собаки выполнить прием, влечет получение неприятного ощущения». И если мы, применяя полумеры, должны будем потерять 20-25 упражнений на воспитание безотказности выполнения приема, то работая при более сильном контрасте угрозы и ласки, мы воспитаем тот же прием значительно раньше и, безусловно, прочнее закрепим связь его с обязательностью выполнения.

 Если применение принуждения будет поставлено правильно, то дрессировка будет чрезвычайно легка, и собака никогда не будет запуганной при правильном чередовании угрозы и принуждения (при отказе от работы), ласки и поощрения (при исполнении ее).

Здесь необходимо обязательно сказать, что сила даваемых принуждений должна соответствовать типологическим особенностям данной собаки. Естественно, что для собак недостаточно злобных priligy online и трусливых сильные принуждения могут вызвать страх. Избежать этого можно, только хорошо продумывая свои действия и давая принудительные действия вовремя и в меру.

Наконец, дрессировщик, прорабатывая вопрос о принуждениях, должен знать, что собаку можно учить и без принуждения. Собака, в конце концов, бесспорно, будет обучена приему, т. е. основной условный рефлекс (на знание приема) будет, закреплен. Но «знать» — еще не значит «исполнять». Знание приема не создает еще безотказности его исполнения. Что buy kamagra может явиться заставляющим фактором, к исполнению собакой того или иного действия, кроме свободного проявления инстинкта и принуждения. Ведь нельзя же говорить о «чувстве долга и других «душевных» эмоциях у собаки так грубо очеловечивая психику животных.

Применение сильных принуждений имеет большое значение в тех случаях, когда дрессировщику приходится заглушать («запрещение») некоторые из врожденных инстинктов (например, активно оборонительный инстинкт на другую собаку, хватка спокойно стоящего человека и т.п.). В этих случаях даже достаточно сильные принуждения в противовес разбушевавшимся инстинктам, почти не влияют на собаку и требуют усиленных применений.

В период первоначального обучения необходимо давать собаке делать ошибки, создавая этим искусственную обстановку для развития полезного контраста: ласки  за выполнение, и угрозы — при отказе (поговорим об этом подробнее, рассматривая прием «хождение рядом»). Только таким способом реального показа и может быть выучен ряд приемов.

Таким образом, по вопросу об использовании принуждения можно сделать следующие выводы:

1) Принуждение делится на два вида:

а) как способ обучения;

б) как способ воздействия (прием, вырабатывающий безотказность выполнения).

2) Сила даваемого принуждения должна соответствовать типологическим особенностям (характеру) собаки.

3) Целесообразное применение принуждения называется  таким, которое воспитывает у собаки следующую установку: «я должна выполнить неприятное действие, так как иначе меня ждет большая неприятность». clomid online (На самом деле работает оборонительный, рефлекс, где исполнение приема явится лучшим способом обороны).

4) Действие принуждения всегда buy levitra должно быть связано с лаской при исполнении требуемого действия.

5) Факт принудительного действия должен быть всегда связан с угрожающей интонацией, дабы воспитать условный рефлекс обязательности исполнения на одну интонацию.

6) Факт принуждения должен быть связан с моментом неиспол­нения.         

7) Принуждение никогда   clomid online не   должно быть рассматриваемо как «наказание», как месть за содеянный проступок.    

 В ближайшие выходные переходите к практическим опытам. А мы желаем Вам успеха и удовольствия от общения с новым другом.

Спасибо за внимание!

И, как говорят в Украине, – «Нэ ЛАЙтэся!» (букв. не ругайтесь, не ГАВкайтесь)

 Урок провел Павел Лещинский. 

 
Сейчас 41 гостей онлайн
Голосование
Являетесь ли вы владельцем волкодава?